В занятиях с ребенком 2-3 лет лучше всего использовать комплексную методику коррекции речевых расстройств, которая включает в себя упражнения для развития мелкой моторики, массаж пальчиковых речевых зон и артикуляционного аппарата, речевые игры в сочетании с дефектологическими: на развитие внимания, памяти, мышления.

С рождения педиатры не рекомендуют надевать младенцу так называемые «кофточки-царапки», чтобы кулачки малыша были свободными. Зажатые в варежках одежды пальчики ребенка лишены возможности осязать предметы вокруг. А, как известно, «мозг ребенка находится на кончиках его пальцев».

Проводить ребенку массаж с акцентом на речевые зоны (то есть точечный массаж, направленный на активизацию речевого центра головного мозга), можно даже в домашних условиях. Очень часто детские специалисты-неврологи рекомендуют родителям приобретать специальные массажные шарики и пружинки, работая с которыми можно достичь действительно эффективных результатов. Детям предлагают катать колючие шарики между ладошек и по столу, а тугие пружинки надевать поочередно на все пальчики руки как кольца. Обхваченная в кольцо, поверхность пальца подвергается массажу со всех сторон.

Двух-трехмесячному ребенку вкладывают в руки различные по осязательным ощущениям предметы: твердые и мягкие, шершавые и гладкие, грубые, колючие и нежные на ощупь. Предметы должны быть различными по размеру и форме, а также различной должна быть цветовая гамма игрового материала. Часто малышам вкладывают в руку шелковую ленту (платок или нить круглых бус) и быстро пропускают ее через детский кулачок. Это одно из самых ранних массажных упражнений работает на развитие речевых центров (подходит малышам до года).

Читайте про массаж малышу для профилактики плоскостопия

Ближе к первому дню рождения в качестве упражнений на развитие мелкой моторики можно использовать шнуровку, обрезанные пластиковые бутылки с откручивающимися крышками, игры с песком, разносортной крупой, бусами и пуговицами. Такие упражнения особенно полезны малышам, у которых имеется гипертонус верхних конечностей, в этом случае мелкая моторика обычно серьезно страдает.

Предметы для развивающих игр ребенка должны быть разнообразными на ощупь, они также могут быть выполнены родителями самостоятельно из остатков ненужных материалов. В качестве игрушек ребенку первого года жизни могут служить кусочки меха и шелковой ткани, мешочки с гречкой и фасолью, шнурки с пришитыми на них пуговицами и т. д.

Пример занятия с малышом

Очень интересными оказываются занятия с обыкновенными сухариками. В домашних условиях их всегда можно быстро приготовить. Достаточно разрезать мякиш белого хлеба на ровные небольшие квадратики и подсушить, чтобы они стали жесткими, «колючими» на ощупь. Посадите ребенка к себе на колени, поставьте перед ним поднос с рассыпанными на нем сухариками (их должно быть достаточно, чтобы покрыть всю поверхность игрового поля). Вначале попробуйте просто нажимать открытыми ладошками ребенка на поверхность, усыпанную сухариками (с этой же целью можно использовать гречневую крупу, а для самых — маленьких толченые сухарики).

Упражнение лучше проводить в игровой форме, сопровождая его присказкой, например: «Как у нашей Вареньки вкусненьки сухарики, мы легонько их помнем и утенка позовем». Достаньте заранее спрятанного утенка и покажите крохе, как он клюет сухарики (крупу), попросите ребенка сымитировать движения животного своим пальчиком. Возьмите указательный пальчик правой руки ребенка и постучите им по разбросанному корму. Затем упражнение повторите для левой руки.

Добавить комментарий

Войти с помощью: